Вчера мы праздновали Рождество Той, Которая стала Матерью всего человечества.
Но сегодня святая Церковь, предлагает нам воздать благодарственную молитвенную память тем, кому мы обязаны появлением Ее в мире. Это родители Пресвятой Богородицы — Иоаким и Анна.
Соединенные союзом любви в честном браке, они сохранили его как великое таинство, полагающее начало и человеческой и священной истории. Дом их оставался бездетным. И это обстоятельство укрепляло и вдохновляло их на духовные подвиги, усердие и постоянство в молитве. Именно в это время невидимо созидался дом души их. Терпение родило глубочайшее смирение.
В один из великих праздников старец Иоаким пришел в Иерусалимский храм с намерением принести жертву Господу, но приношение было отвергнуто священником. И больно ударили старца слова священника о том, что жертва бездетного не может быть приятна Богу. Неожиданный упрек поразил сердце праведника. И, не зная за собой греха, он принимает поношение как справедливый гнев Божий, преследующий его бесчадием.
Смиренное сознание своей греховности ведет старца в пустыню в одиночестве предстоять Богу в молитве и посте, призывая на себя Божие милосердие. Сорок дней напряженного молитвенного подвига подъял старец. Но не один нес свой сорокадневный подвиг Иоаким. Его верная богобоязненная супруга Анна, соединясь с ним в супружестве в одно существо, и теперь, в горе, вторит молитвой супругу. И она знает, что просить. Не останавливаясь пред естественными преградами к исполнению ее прошения, она просит чуда. «Разреши болезнь сердца моего и разверзи узы моего неплодия! Да будет рожденное мною принесено в дар Тебе и да благословится и прославится в нем Твое милосердие».
Сколько примеров знаем мы, подтверждающих, что у Бога нет ничего невозможного. Недолго после рождения Дщери прожили престарелые Ее родители. Исполняя данный Богу обет, они трехлетнюю Юницу ввели в храм Господень воспитаться в Боге. Через несколько лет после этого события они скончались. Иоаким в восьмидесятилетнем возрасте и Анна, пережив супруга на два года, семидесяти лет, отошли ко Господу.
И сегодня, вспоминая благочестивую семью Иоакима и Анны и рожденную ими благословенную Дщерь, не оглянемся ли мы на себя, на наше время с его духом разорения, а не созидания.
Есть одно условие, без которого плода не будет, — это наш повседневный труд в деле воспитания детей. И надо нам с вами это понимать, ибо это — наше настоящее и наше будущее. И в этом наша ответственность пред Богом.
Так не ограничивайте своего влияния на детей только заботой раз в неделю привести их в церковь. Нет, это не возродит живой веры. Ваша забота должна состоять в воспитании в детях страха Божия, во внушении им православных понятий, в научении их своим примером, всей жизнью своей. Вникайте в жизнь чада, знайте его думы. Разговаривайте с ним обо всем. Благословляйте детей ежедневно утром и вечером, даже и тогда, когда их нет дома.
А христианский строй жизни в семье с постами, молитвенным правилом утром и вечером, хотя бы кратким и с учетом детских возможностей и занятости, с посещением храма всей семьей и приобщением всем вместе к Таинствам — все это незримо будет созидать детскую душу. И посеянное в детской душе непременно взойдёт и в зрелые годы.